Критики классического подхода к мифологии полагают, что способ, которым он представляет и обращается с мифами, сводит мифологию только к рассказам о божествах или примитивной форме богословских или философских спекуляций, то есть к коммунисту ( топос ) или софизму, сообщает писательский поратал Jaaj.Club. Они критикуют принцип произвольного характера языковой отметки, потому что, по их мнению, на основании того факта, что тот или иной миф принадлежит к сети знаков языка мифологии, нельзя понять, почему скрытый смысл такого мифа часто выходит за рамки чисто лингвистического значения истории.
Функциональная интерпретация мифологии предполагает, что язык мифа переводится на язык современной науки, и различные концептуальные структуры могут использоваться для обнаружения скрытого смысла мифологии, маскируемого содержанием и формой мифов. Многочисленные варианты функциональной интерпретации доминировали в научных исследованиях во второй половине 20-го века. Они обратились к радикальному рационализму , построенному на теоретических моделях функционирования мифологии, которые должны были дать возможность понять это явление, не развивая литературную интерпретацию текста мифов. Функционеры рассматривают мифологию как замкнутую, самодостаточную систему, которая выполняет определенные функции в человеческой и социальной жизни.
Противники функционального подхода к мифологии утверждают, что предположения, которые произвольно делают представители этого направления, имеют философские, а не эмпирические основания. По их мнению, утверждения о функциональной мифологии не являются результатом эмпирического анализа мифов, а скорее упорядочивают мифологический материал в соответствии с предвзятым тезисом.
Однако, по мнению ученых, представляющих функционалистский подход к мифам, традиционные исследования не приносят результатов, которые позволили бы глубже интерпретировать мифологический материал. Поэтому, по их мнению, особые свойства мифологии следует искать выше уровня ее языка, поскольку природа мифологии сложнее, чем форма и содержание отдельных мифов. По словам одного из наиболее выдающихся функционалистов, французского антрополога Клода Леви-Стросса : недоразумения и банальности, которые слишком часто являются результатом общей мифологии, происходят из-за того, что не принимаются во внимание требуемые многомерные системы отсчета; наивно полагают, что их можно заменить двумерными или трехмерными системами. На самом деле, мало надежды на то, что сравнительная мифология сможет развиваться без использования математической символики, применяемой к многомерным системам, слишком сложным для наших традиционных эмпирических моделей.
Сторонники функциональной мифологии сформулировали множество различных объяснений мифологии, которые можно свести к трем основным интерпретациям: интеллектуальному, эмоциональному и социальному